иконописная мастерская Знамение

 

                                                             Колокол Колокольный звон

Колокол Колпак, отлитый из меди с примесью олова и серебра. Колокола впервые появились в Западной Европе в нач. V века. Их изобретение приписывают святому Павлину, епископу Ноланскому, который увидел во сне полевые цветы- колокольчики, издававшие мелодичный звон. Вдохновленный сновидением, он повелел отливать колокола в форме этих цветов, но не стал применять их в церковной практике. Впервые использовать колокол в богослужении стал папа Римский Савиниен в нач. VII века.

В 865 г. Венецианский дож Орсо подарил византийскому императору Михаилу 12 колоколов. Они были подвешены на башне при Софийском соборе в Константинополе, но в традицию греческого богослужения колокольный звон не вошел.

Русь заимствовала колокол из Западной Европы. На церковно-славянском языке он именуется «кампаном» - от названия римской провинции Кампания, где были отлиты первые медные колокола. На Руси их стали использовать с X, а отливать с XV века.

Россия славиться изготовлением больших колоколов, которые называются Божьим гласом. Их вес может быть более 1000 пудов. В Западной Европе больших колоколов нет, потому что там при колокольном звоне в движение приводится сам колокол, а не его язык.

В нач. XX века на колокольне Свято-Троицкой Сергиевой лавры размещалось более 40 разнозвучных колоколов. В первом ярусе было три колокола звона, ил праздничных благовестника: «Годунов», «Корноухий», и «Царь». Первый был отлит в 1600 году по указу царя Бориса Годунова. Его вес составлял 1850 пудов (30,3.). «Корноухий», весом 1275 пудов (20,8т), изготовил в Троице-Сергиевой лавре в 1683 году московский литейщик Ф.Д. Маторин. Свое название колокол получил из-за приваренных к нему железных «ушей». «Царь» весил 4065 пудов (66,5т). Его начали создавать по указу императрицы Анны Иоановны в 1739 году. Императрица Елизавета в 1744году повелела выдать для его изготовления медь и олово из государственных запасов. Отливка происходила на колокольном дворе неподалеку от лавры и окончилась неудачей. Изготовленный в сентябре 1748 г. «Цар0колокол» поражал своими размерами и декором. Его высота составляла 3,2 м, нижняя окружность – 12,78, толщина – 0,44 м, а поверхность украшена рельефными изображениями «Распятия», «Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серги.», государственного герба, портретами императрицы Елисаветы, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) и великой княгини Екатерины IIПо нижней окружности колокол был декорирован литыми строками из летописи. В 1759 г. «Царь-колокол» установили на колокольне в центре первого яруса.

Полный звон колокольни Троице- Сергиевой лавры складывался из 25 колоколов. В 1930 году все лаврские звоны были сброшены. В 2002 году началось возрождение главных колоколов обители.

В Москве у колокольни «Иван Великий» (1505-1508) стоит большой в мире «Царь-колокол». Его вес составляет 1227 пудов 19 фунтов (200т). Колокол отливали московские мастера, отец и сын Иван и Михаил Маторины в 1733-1735 гг. Они использовали колокол-гигант, весом 8000 пудов, изготовленный мастером Александром Григорьевым в 1654 г но поврежденный при пожаре. Новый «Царь-колокол» находился в литейной яме. Во время пожара 1737 г он сильно раскалился. Когда начали тушить огонь, то от резкой смены температуры о колокола отвалился кусок весом 11500 кг. В 1836 г. «Царь-колокол» установили на каменном постаменте, спроектированном архитектором О. Монферраном.

Колокольный звон - удары в колокол для созыва людей на молитву или богослужение в храм.

Звон подразделялся на виды: 1) благовест – звон в один колокол, призванный сообщить благостную весть; вначале производят три редких протяжных удара, а затем – мерные удары. Обыкновенный благовест совершают большим колоколом, а постный, производимый в дни Великого поста, - меньшим по величине; 2) двузвон – звон во все колокола, повторяющийся дважды; 3) трезвон – звон во все колокола в честь церковного праздника, производимый трижды; 4) перезвон – звон во все колокола, сообщающий печальную весть, или последовательный звон, который начинается с большого колокола; 5) перебор – очередные, с небольшими интервалами, удары в каждый колокол, начиная с малого. Перебор завершается одновременным ударом во все звоны; 6) набат – частые удары в большой колокол для быстрого созыва людей, например, по случаю пожара, мятежа, наводнения, нашествия врагов и пр.; 7) красный или «звон во вся тяжкия» - звон во все колокола, производимый при лаврах, кафедральных соборах, т.е. там, где много колоколов, и совершаемый несколькими звонарями.

^ Наверх