иконописная мастерская Знамение

Судьба русской иконы

   Судьба русской иконы трагична. К концу XIX века мало кто имел представление о ее подлинном облике. Заново открыта она была лишь в начале XX века. Что же произошло? Почему говорят об открытии иконы, хотя понятно, что никуда они не пропадали, в храмах находились и в домах благочестивых христиан? А произошло вот что. Еще в XIX веке считалось, что иконы представляли собой темные, смутно различимые лики, да еще и скрытые под драгоценным золотым или серебряным окладом. Получалось, что за внешней роскошью скрывались темнота и пустота, оставляющие лишь впечатление мрачности и уныния... Вплоть до конца XIX века даже в серьезных исследованиях, посвященных истории искусства, древнерусской иконе отводилось не более двух-трех страниц именно потому, что в ней не видели никакой ценности. 
Но благодаря развитию науки реставрации произошло чудо. Оказалось, что «темнота» иконы не была присуща ей изначально, а явилась следствием потемнения лака, которым покрывались краски для сохранности. Со временем от копоти свечей лак потемнел, и уже к XVII веку иконописцы считали, что если следовать старым образцам, то надо писать иконы темными красками. С конца XVII века традиция иконописания приходит в упадок, а с XVIII века росписи храма и иконы создаются при явном влиянии западноевропейской живописи и забвении истинной русской школы иконописи... 


Когда реставраторы расчистили потемневший лак, обнаружились празднично сияющие краски. Как далека была эта красочная поэзия от унылости и мрачности, с которыми ассоциировалась русская икона на протяжении нескольких веков. Радостный цветовой аккорд, утверждающий мысль о красоте мира горнего, — вот что предстает перед нами в многозвучии золотого, карминово-красного, зеленого, лазурно-голубого, малинового, белого. Цветовая симфония православной иконы — это не просто художественный элемент. Это выражение идеи, что цвет является уплотненным светом. А свет, как известно, является образом самого Бога: «Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы». 


В современной России возрождается искусство древней иконописи, иконописная мастерская "Знамение" следует в этом направлении. Процесс этот сложный, ведь икона никогда не создавалась просто как произведение искусства. Она всегда являлась частью богослужения. И ее возрождение теперь возможно только лишь с возрождением православной церковной жизни в целом. Западноевропейская объемность, живописность в иконе остались в прошлом. И вновь начинают возникать на досках яркие краски, плавные очертания, строгие, возвышенные лики.

Все статьи:

^ Наверх