иконописная мастерская Знамение

 

                                   Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

                                                                                 (Медовый Спас)

     древний Константинополь Этот праздник был установлен в Константинополе в IX веке. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 14 (1) августа часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебены «для освящения мест и отвращения болезней».

      По церковному Уставу Изнесение честных древ животворящего Креста Господня имеет один день предпразднства. Предпразднство — день (несколько дней) перед большим праздником, в богослужения которого входят молитвы и песнопения, посвящённые наступающему празднуемому событию. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники.  современный Константинополь - Стамбул

     Русское название праздника «происхождение» - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника добавлено слово «изнесение».

     Праздник изнесения Честнóго Креста установлен в день 1 августа по старому стилю в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России – митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче.

Православный Медовый Спас, официально называемый праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, совпадает хронологически с началом Успенского поста, самого короткого и строгого, даже без рыбы. К этому времени собирают «урожай» нового меда, мака, которые и становятся главными предметом освящения во время праздничной службы.  

   освящение меда    Приходится Медовый Спас прямо на начало Успенского поста и по этой причине и в плане трапезы и пышности ограничивается постной пищей с разрешением постного, то есть растительного масла.

                       Тропарь, глас 1: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ /               и благослови́ достоя́ние Твое́, / побе́ды на сопроти́вныя да́руя //           и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:  Вознесы́йся на Крест во́лею, / тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству / щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, / возвесели́ нас си́лою Твое́ю, / побе́ды дая́ нам на супоста́ты, / посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра // непобеди́мую побе́ду.

 Сердечно поздравляем всех  праздником, с началом Успенского поста!                                                                 Помощи Божией и крепости духовных и телесных сил!

^ Наверх