Статьи

Храмы их виды

(какие бывают храмы, чем отличаются, что, где и зачем в них находится)     

 ХРАМ — Это культовое сооружение для совершения обрядов. Следует различать понятия: языческий и христианский храмы, Языческий храм воспринимался древними людьмик как жилище Божества, место его непосредственного обитания. Христианский храм – дом Господень, где Господь пребывает с верующими во время богослужения.

Устройство христианского храма о спасении, поэтому каждый его архитектурный элемент имеет конструктивное и символическое значение.

Существует несколько архитектурных типов христианского храма:

1)      Базиликальный – основное распространение получил в раннехристианской и в западноевропейской католической архитектуре. В плане он имеет форму латинского креста, который символизирует Распятие Христово. Священное алтарное в храме соответствует местоположению головы на кресте. Базиликальный храм отличается большой протяженностью. Вступающий в него должен преодолеть определенное расстояние до алтаря, подобно тому, как он совершает свой духовный путь ко Христу;

2)      Крестово-купольный – основное распространение получил в византийской и древнерусской православной архитектуре. В плане он имеет равноконечный греческий крест. Пространство в таком храме развивается в высоту, что символизирует лестницу – символ духовного восхождения в Царство Небесное

СОБОР — В отличие от церкви это большой храм, наделенный особым статусом. Собор может быть:

1)      Кафедральным (Казанский собор в Санкт-Петербурге);

2)      Главным храмом монастыря (в Сергиевой Лавре)

3)      Полковым (Спасо-Преображенский собор Измайловского полка в Санкт-Петербурге)

НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ — Это церковь, расположенная над вратами или входом монастыря и символизирующая небесную защиту города или обители. Одна из первых надвратных в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1037) была устроена над Золотыми воротами при въезде в Киев. В Санкт-Петербурге надвратная церковь в честь Божией Матери «Всех скорбящих радость» сооружена при входе в Александро-Невский монастырь по проекту архитектора И.Е. Старова.

КЛЕТСКИЙ ХРАМ — Это простейший тип деревянного храма, известный на Руси с X века. Храм состоял из трех срубов – клетей. Самая большая, центральная, клеть служила храмом, две меньшие – притвором (сенями) на западе и алтарем на востоке. Каждый сруб перекрывался двускатной кровлей. Клетский храм увенчивался главой-маковкой, покрытой лемехом. Иногда с западной стороны пристраивали трапезную или паперть. Более сложный вид клетского храма представлял собой сооружение из поставленных друг на друга квадратных клетей, уменьшающихся кверху в объеме. Верхние клети выполняли декоративную функцию. В качестве примера можно привести церковь Святого Лазаря (XVI века) Муромского монастыря на берегу Онежского озера (музей заповедник Кижи

ВОСЬМИРЕК НА ЧЕТВЕРИКЕ — Это тип деревянного храма, получивший распространение во 2-й половине XVII-XVIII веков. Он представляет собой высокий четверик, который органично переходит в восьмериковый сруб, завершенный мощным шатром с главкой-маковкой. Типичным примером является Успенская церковь (1774) в с. Кондопога на берегу Чупа-губы Онежского озера в Карелии.

КУПОЛ — Это выпуклое перекрытие храма, увенчанное крестом. Символизирует небесную сферу.

1)      Один купол обозначает Единого Главу церкви Господа Иисуса Христа

2)      Три купола обозначают Святую Троицу

3)      Пять куполов обозначаю Христа и четырех евангелистов

4)      Семь куполов напоминают о семи таинствах и семи Вселенских соборах

5)      Тринадцать куполов олицетворяют Христа и 12 апостолов

КОНХА — Это полукупол, служащий перекрытием для апсиды и ниш. В православном храме конха алтарной апсиды символизирует пещеру, где родился Христос, и материнское чрево, поэтому здесь изображают Богородицу с младенцем или Богоматерь Оранта, ниже – сцена «Евхаристии», или «Причащения апостолов», под ней – фигуры святителей. В соборе Московского Кремля в конхе изображена София Премудрость Божия (сер. XVI в.)

АПСИДА — Это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, перекрытый конхой или сводом. Как архитектурный элемент он появился в древнем Риме, где является завершением алтарного пространства. Внутри пространство алтарной апсиды украшается фресками или мозаиками. В IV-VI веках здесь изображали Иисуса Христа или крест. По окончании периода иконоборчества, с VIII века в апсиде стали помещать образ Пресвятой Богородицы с младенцем. С XI века оформление апсиды подчиняется строгой иерархической системе.

ПАРУС — Архитектурная конструкция в форме сферического треугольника, обеспечивающая переход от прямоугольного объема храма к его купольному перекрытию. Впервые система парусов была применена в VI веке в Софийском соборе в Константинополе. На четырех парусах изображают евангелистов. Парус в храме символически связывает земную (нижнюю часть храма) и небесную (подкупольное пространство) зоны, поэтому изображение евангелистов здесь догматически оправдано.

НАРТЕКС — В раннехристианской архитектуре это было помещение у входа в храм для некрещенных людей – язычников и иудеев. В православной церкви – преддверие, «молитвенный вход в храм, где стоят кающиеся и оглашенные, ожидающие крещения.

ЦАРСКИЕ ВРАТА — Это двустворчатые деревянные двери в центре иконостаса, ведущие в алтарь и украшенные иконами.  В верхней или закругленной части врат представлена сцена Благовещения: на левой створке – архангел Гавриил, на правой – Богородица. Внизу могут располагаться:

1)      Изображения святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, создателей чина литургии, в рост

2)      Четыре самостоятельные иконы евангелистов в следующем порядке:

         а) вверху слева – Иоанн Богослов

         б) справа – Матфей

         в) внизу слева – Лука

         г) справа – Марк

Иногда рядом с ними изображают их символы: орла, ангела, тельца и льва.

АЛТАРЬ — В христианском храме это место, где находился престол – евхаристический жертвенник. По традиции, алтарь располагается в восточной части храма на возвышении и отделен от основного пространства алтарной преградой, или иконостасом. В древних языческих храмах алтарь мог находиться в центре. С III века алтарь стали помещать ближе к востоку в апсиду. В христианских церквях в пространстве алтаря находятся престол и синтрон – многоступенчатая скамья вдоль дуги апсиды с местом епископа посередине. В византийских и русских храмах в алтарь ведут Царские и малые врата. С севера и юга к нему примыкают жертвенник и диаконник. В алтарь могут входить только церковнослужители и православные цари. Женщинам вход запрещен. Исключение делается для пожилых монахинь в монастырях, которые исполняю обязанности пономаря.

ЗАВЕСА — В православном храме занавес находится за Царскими вратами, со стороны алтаря. Традиция закрывать алтарь происходит из древних иерусалимских храмов. За изготовлением такой завесы провела отроческие годы Пресвятая Дева Мария. На литургии священник в нужный момент открывает и закрывает завесу. Его действия символизируют открытие врат Царствия Небесного для праведников и соответственно закрытие их для грешников.

КАФЕДРА — 1)      Возвышение в христианском храме для произнесения проповеди 2)      Кресло архиерея 3)      Храм с кафедрой называется кафедральным собором или кафедралом. Возвышение пола перед иконостасом во всю длину храма с севера на юг. Часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. Иногда ее ограждают решетки. Пространство солеи предназначено для священнослужителей, где они совершают таинство причастия.

АМВОН — Специальное сооружение в храме для чтения проповеди, Евангелия, пения и других богослужебных целей. В V веке его называли возвышением для чтецов. С XVII века в Русской православной церкви амвоном называют центральную выступающую часть солеи перед Царскими вратами.

РИЗНИЦА — Это помещение, чаще всего в храме, для хранения облачения (риз) священнослужителей, церковной утвари, книг и драгоценностей. Ризница может располагаться в алтаре или справа от него.

ХОРЫ — Это открытая галерея в православном храме над западными дверями или протяженная о северных до южных дверей. Хоры предназначались для императоров, великих князей и их свиты, чтобы своим присутствием они не смущали простой народ во время богослужения. В храме люди воздают честь и славу Богу, а неземным правителям.

В церковной живописи сохранилась традиция изображать царскую или великокняжескую семью в верхней части стен храма, под хорами. Например, в Софийском сборе XI века в Киеве сохранились фрагменты фресок с изображением семьи князя Ярослав Мудрого.

ИКОНОСТАС — Тябловый иконостас – типичный русский иконостас допетровского времени. Представляет собой деревянное сооружение из бревен – тябл, концы которых закреплялись в углублениях на северной и южной стенах храма или на восточных столбах. Бревна имели продольные желоба, в которых устанавливали иконы. С лицевой стороны тябла закрывали стеной с растительным или геометрическим орнаментом.

ФРЕСКА — Это техника стенной живописи по сырой штукатурке, требующая от мастера быстрой работы. Для фрески используются краски на водяной основе. Они быстро и хорошо впитываются в поверхность стены, и поэтому красочный слой обладает высокой прочностью.

АНАЛОЙ — Это переносной высокий столик с наклонным верхом, на который возлагают церковные книги и иконы. Во время богослужения на аналой кладут специальный покров под цвет облачения священнослужителей. Большой и массивный стол для возложения аналойной иконы называют по-гречески – проскинитарием. 

Познавательная статья для докладов, рефератов.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *